Проекты

14.09.2018

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФИЗИКЕ. «В лабиринте физики»

10.02.2020

Образовательный проект по физике.

 

 

«В лабиринте физики»

 

 

 

 

 

«Учитель, научи ученика,

Чтоб было у кого потом учиться».

E. Винокуров

       

Выполнила:

Мирзакеримова Гюльнара Ильдархановна

учитель физики

МБОУ «СШ№4»

 


 

Пояснительная записка

 

    Мой педагогический проект «В лабиринте физики» посвящен

использованию исследовательских работ на уроках физики и во внеурочной

работе, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-

нравственного воспитания, повышения мотивации к изучению предмета и

формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности.

Современное образование ФГОС основного общего образования требует

разработки новой модели уроков, перехода от традиционной установки на

формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию

качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого

общества. Приоритетной целью образования в современной школе

становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с

окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Показателем

качества в контексте модернизации образования является компетентность,

которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует

умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и

опыт. Отсюда вытекает основная задача: научить ученика деятельности

решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных

 педагогических технологий в решении данных задач является

исследовательская деятельность. Детская потребность в исследовательском

поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем.

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное

я стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать

новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского

поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает

условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально

разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для

                                                       

чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков

учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит

основой для формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данного проекта определяется многофункциональной

направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный

образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми

компетенциями происходит повышение мотивационных интересов к

изучению физики.

    Проект актуален для МБОУ «СШ №4» на 2017-2021 годы и разработан с учетом образовательной среды школы.

Исследовательский подход учащихся не следует сравнить с научным исследованием учёных. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, ”переоткрывают ” их для себя. Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану:

Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы школьников).

Методы научного творчества (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации).

Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой, работа с литературой, понятийным аппаратом).

Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно-исследовательской работы).

Представление результатов научно-исследовательской работы. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему: решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают раннее неизвестное для них знание.

 

Основные этапы учебного исследования:

Мотивация исследовательской деятельности

Формулирование проблемы

Сбор, систематизация, анализ, фактического материала

Выдвижение гипотезы

Проверка гипотезы, эксперимент

Доказательство или опровержение гипотезы

Вывод.

1) Мотивация – очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить “видение” учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.

2) Этап формулирования проблемы - самый тонкий и “творческий” компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако, исходя из собственного опыта, такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки часто оказаться неправильными. Поэтому необходим контроль со стороны учителя.

Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через систематическую работу, направленную на повышение мотивационных интересов ученика и формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме. Тема и цель актуальны, соответствуют требованиям образовательной программы.

   Цель проекта:

Создание условий для практического применения исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности как средства повышения мотивационных интересов обучающихся.

   Задачи проекта:

1.Изучить методическую литературу по теме проекта;

2.Разработать план работы по сезонным изменениям для практических занятий;

3.Создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;

4.Обобщить результаты исследовательской деятельности на уроках физики для формирования ключевых компетенций повышения мотивации учащихся к учению;

5.Разработать перечень форм и методов исследовательской деятельности на уроках физики для формирования ключевых компетенций повышения мотивации учащихся к учению;

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:

Обеспечение качества знаний учащихся по физике;

Успешное участие учащихся в олимпиадах и на конкурсах;

Рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;

Повышение мотивации учащихся к изучению физики;

Приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора

Исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного результата.

    Объектом работы является исследовательская деятельность школьников.

Предмет: методика организации исследовательская деятельность на уроках физики.

Педагогический проект ‘’Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики как средство повышения их мотивационных интересов’’.

     Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег.

Разработки уроков физике с использованием исследовательской технологии.

Банк исследовательских работ учащихся. Задания для организации исследовательской деятельности.

Основная часть

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся и с учетом особенностей образовательной среды школы (наличием оборудования и образовательной программы). Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели "обучение через открытие". Ведущие методы - поисковый и метод проектов. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуации. Модель урока: знаю, но не все; хотел бы узнать - узнал". Обучающие приемы экспериментирование или моделирование.

Наиболее важными видами исследований учащихся по физики являются следующие:

Решение качественных задач по физике.

Решение проблемных вопросов по физике

Поисковая деятельность и написание рефератов.

Самостоятельное прогнозирование и моделирование процессов по физике

Проектная деятельность.

      Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть её активным субъектом.

Работу строю так, чтобы ученик:

а) получал знания,

б) чувствовал свой рост,

е) уважал себя кок личность.

    Это возможно, когда:

1.Совместно с психологом выявлена группа заинтересованных обучающийся;

2.Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;

3.Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);

4.Есть контакт учителя с детьми;

5.Исследование- процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нём;

6.У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед - мотивация успешности.

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитание личности. Мотивационная сфера более динамична, чем, познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формировании учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.

      При организации исследовательской деятельности используют методы педагогической поддержки, учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над исследовательским проектом:

Методы и требования педагога в работе 

Совместили с детьми работа по осмыслению и принятию цели, предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей школьников создание ситуации успеха

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Формирование адекватной самооценки учащихся

Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

Взаимная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Выбор средств, адекватных цели

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Создание ситуации успеха 

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке

Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

Эмоциональная речь учителя

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Применение поощрения и порицания

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные форма проведения уронов

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий,

                                            

                  Исследовательскую деятельность организую с учетом индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотива, с учётом актуального развития учащегося.

       Технологии активного взаимодействия с учащимися по консультированию. при разработке проекта представлены и таблице:

Учитель

Ученики

I этап

Формулирует:

Осуществляют:

1.

Проблему,

Личностное присвоение проблемы

2.

сюжетную ситуацию,

вживание в ситуацию,

3.

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей

II этап

Организует деятельность - предлагает

Осуществляют:

1.

организовать группы,

разбивку на группы,

2.

распределить роли в группах,

распределение ролей в группе,

3.

спланировать деятельность по решению задач исследования,

планирование работ,

4.

возможные формы презентации результатов.

выбор формы и способа презентации результатов

III этап

Активно не участвует …

Работают активно и самостоятельно!

1.

но консультирует учащихся по мере необходимости,

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща,

2.

ненавязчиво контролирует

консультируются по необходимости,

3.

дает новые знания, когда его ученики просят об этом

«добывают» недостающие знания

4.

репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

готовят презентацию результатов

IV этап – презентация

Принимаем отчёт …

Демонстрируют:

1.

обобщает и резюмирует полученные результаты,

понимание проблемы, цели и задач,

2.

подводит итоги,

умение планировать и осуществлять работу,

3.

оценивает умения общаться, слушать, обосновывать своё мнение, терпимость и др.,

найденный способ решения проблемы,

4.

акцентирует внимание на воспитательном моменте умении работать в группе на общий результат и др.

рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

 

3)Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры каких-либо параметров и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.

Систематизацию и анализ полученного материала учу оформлять при помощи таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить помощи таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.

4) Выдвижение гипотез. Я, прививаю учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Я обычно не ограничиваю число предлагаемых учащимися гипотез.

5)Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отключения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

6)На последнем этапе происходить доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому я должна предусмотреть, всевозможные подсказки.

     Если в 7-9 классах учащиеся занимаются исследовательскими видами деятельности при обобщении учебного материала, отыскивая дополнительные интересные факты из окружающей нас жизни, то в 10-11 классах мы проводим уроки- семинары, к которым ученики сами подбирают материал, рассматривают и раскрывают вопросы заданий исследовательского характера.

     Такие работы развивают практические умения, логическое мышление, самостоятельность, смекалку, учат анализировать наблюдаемый процесс, оценивать результаты, выдвигать гипотезы, делать обобщения и выводы, связывать теорию, практику и жизнь можно с помощью системы экспериментальных заданий, включая домашние.

     Например, в 7,8-х классах ребята сочиняют сказки: «Путешествие в пространстве», «Как спорили тепло и холод?», обобщают материал по темам: «Сила трения», «Давление твёрдых тел», «Архимедова сила», “Теплопроводность. Конвекция. Излучение”, “Физика на кухне”, “Очки”, “Выпуклые и вогнутые линзы”, "Электроприборы в быту" и т.д.

В 9 классах:

Механические колебания и волны

Принципы радиосвязи и ТВ.

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

Атомная энергетика

В 11-х классах:

Производство, передача и использование электрической энергии

Развитие средств связи

Экология использования атомной энергии и др.

     Цели обучения физике всегда состоят не только в передаче знаний, но и в

развитии учащихся, в формировании мировоззрения, в выработке активной

жизненной позиции. Поэтому, необходимо в подавляющем большинстве

случаев пользоваться продуктивными методами обучения - проблемным,

исследовательским и проектными

Примеры использования исследовательской деятельности.

Урок изучения нового материала.

      При изучении в 7 классе темы “Рычаг. Равновесие сил на рычаге» я

предлагаю задания для самостоятельной работы исследовательского

характера при осуществлении исследовательской деятельности. Работу

можно организовать в парах. На каждый стол выставляется необходимое

оборудование: штатив с закрепленным рычагом, набор грузов, линейка

измерительная и динамометр. В начале урока вводятся основные понятия:

что такое рычаг, точка опоры, виды рычагов, плечо силы, выигрыш в силе. После этого с учениками выдвигается цель исследования, намечается план

проведения работы, определяются задачи для решения. В результате

исследовательской деятельности делаем вывод об условии равновесия

рычага.

Урок закрепления знаний.

     После изучения темы «Работа и мощность электрического тока» в 8 классе

провожу исследовательскую работу по группам. Каждой группе предлагаю

рассчитать мощность различных электрических приборов, работу электрического тока и подсчитать стоимость израсходованной энергии при

определенном тарифе. Затем следует обсуждаем полученные результаты,

сравниваем их с паспортными данными этих приборов.

Урок комплексного применения знаний.

     После изучения темы «Движение тела под действием нескольких сил» в 9

классе провожу урок с использованием элементов проектной деятельности.

Учащиеся делятся на группы. Целью такого урока является усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Объектом исследования являются прямая и обратная задачи динамики. В начале урока обсуждаем отличий прямой и обратной задачи, повторяем алгоритм их решения. Затем, каждая группа выбирает тип задачи и учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи своего исследования. После короткого обсуждения учащиеся самостоятельно выбирают необходимое оборудование и проводят эксперимент, производят необходимые измерения и расчеты, используя законы динамики и кинематики. Результаты оформляются в виде отчета по предложенному алгоритму. В конце урока происходит подведение итогов, обсуждение результатов и дается оценка деятельности не только по группам, но и каждого участника учебного процесса. Прогнозирование работы дальнейших результатов.

 

Подготовка к защите исследовательской работы

1. Дать определения основным понятиям.

2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

4. Разбить на этапы основные идеи.

5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

7. Сделать выводы.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

9. Подготовить текст доклада.

10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Важным является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования. В нашем городе ежегодно проводятся научно – исследовательские конференции «Шаг в будущее», на которых учащиеся представляют свои исследовательские работы.

Технология проведения презентации проекта:

1. Актуальность и значимость темы.

2. Самостоятельность работы над проектом.

3. Глубина исследования проблемы, эксперимента.

4. Оригинальность предложенных решений, качество предложенных решений.

5. Раскрытие содержания проекта в презентации.

6. Использование средств наглядности.

7. Ответы на вопросы.

При организации исследовательской деятельности важным является способность ученика действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Такую способность называют учебно-практической самостоятельностью

Список источников: А.В.Перышкин, В.Г.Разумовский, В.А.Фабрикант «Основы методики преподавания физики в средней школе». Москва. «Просвещение» 1984г. И.Я.Ланина, А.П.Тряпицина «Раздвигая границы привычного». Лениздат 1990г. И.Я.Ланина «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» Москва. Просвещение 1985г. Е.Н. Ястребцева, Я.С.Быковский «Обучение для будущего» Москва 2005г. А.Г.Ефремов «Проектная деятельность на уроках физики».

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА. "ВИРУСЫ"

12.03.2020

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СШ № 4»

ИМ.Ш.Ф.АЛИЕВА

Г.ДЕРБЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             Работу выполнила :

                                                                                                                                              Ученица 8б класса

                                                                                                                                              Шабанова Диана

           

 

                                                                                                                                              Руководитель : учитель

                                                                                                                                               Биологии Багирова А А

 

Исследовательская работа по теме

Вирусы

8 класс

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Открытие вирусов

3. Особенности вирусов

4. Происхождение вирусов

5. Вирусы-возбудители заболеваний

6. Заключение

7. Литература

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа называется «Вирусы».

Цель работы: собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности; узнать о научных исследованиях в области вирусологии, о причинах возникновения инфекционных заболеваний и их профилактике; выступить с результатами работы на заседании факультатива по молекулярной биологии в 10 классе.

ОТКРЫТИЕ ВИРУСОВ

Открытие вирусов произошло в 1892 году, когда русский ботаник Д. И. Ивановский работал с растениями табака, поражёнными мозаичным заболеванием. Инфекционная вытяжка была пропущена через фильтр, который задерживает бактерии. Этот образец сохранял свои инфекционные свойства. Новый термин «вирус» предложил голландец М. Бейеринк (Beijerink) в 1898 году, (в переводе с латинского «яд»), чтобы объяснить инфекционный характер вытяжки растений. В результате кропотливых исследований учёных было установлено, что вирусы – это нуклеопротеины - нуклеиновые кислоты, связанные с белками. А наука, изучающая вирусы, стала называться вирусологией.

Вирусы оказались очень малыми частицами, их невозможно увидеть в обыкновенный световой микроскоп. Поэтому в тридцатые годы двадцатого столетия после изобретения электронного микроскопа вирусы были исследованы одними из первых как биологические структуры.

ОСОБЕННОСТИ ВИРУСОВ

Размеры

В научной литературе излагаются точные сведения о вирусах, как о мельчайших живых структурах, размеры которых колеблются в пределах от 20 до 300 мм. Они в пятьдесят раз меньше бактерий. Благодаря таким минимальным размерам вирусы проходят через фильтры, которые задерживают бактерии.

Учёные считают, что вирусы как структуры находятся на самой границе между живыми и неживыми организмами. Доказательством того, что вирусы живые, является способность их воспроизводить себя. У них есть генетический материал в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. Для них характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. В то же время вирусы не имеют клеточного строения и не могут воспроизводить себя вне клетки – хозяина.

Они не используют пищу, не могут вырабатывать энергию, не растут, не имеют

обмена веществ. Существование неклеточных структур в природе объясняет связь между простыми молекулами и сложными системами клеток организмов.

По образу жизни вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они

проникают внутрь клетки хозяина, нейтрализуют ДНК хозяина, с помощью своей ДНК или РНК способствуют синтезу новых копий вируса.

Строение вирусов

Вирусы имеют неклеточное строение. В сердцевине находятся фрагменты ДНК или РНК, окружённые защитной белковой оболочкой - капсидом. Из составных частей полностью формируется вирусная частица – вирион. Оболочка вирусов строится из особых субъединиц - капсомеров, из которых образуются симметричные структуры, которые могут кристаллизоваться. Учёные отмечают активную способность вирусов к самосборке из субъединиц в клетке хозяина. Это имеет важное значение в биологических явлениях.

В биологии исследованы представители разных вирусов. Например, вирус табачной мозаики (ВТМ) состоит из 2130 одинаковых субъединиц белка, РНК и образует особую структуру – нуклеокапсид. Изучены вирусы из группы бактериофагов. Это вирусы, нападающие на бактерии. Они имеют головку и спиральный симметричный хвост. Известны также вирусы, имеющие сложное строение, например, рабдовирусы и вирусы оспы.

Жизненные циклы вирусов

Многие вирусы имеют сходные жизненные циклы. Проникают они в клетку хозяина через оболочку и клеточную стенку разными способами. Внутри клетки вирусы ведут себя непредсказуемо. Одни из них активизируются и с помощью нуклеиновой кислоты производят себе подобные вирусные частицы. Другие затаиваются в клетке и становятся неактивными длительное время. Это профаги или провирусы.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИРУСОВ

Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Одна из них говорит

о том, что вирусы произошли из «беглой» нуклеиновой кислоты, которая образовалась независимо от той клетки, из которой она возникла. В литературе отмечаются разные варианты существования паразитических нуклеиновых кислот; их роль в жизни вирусов, происхождение вирусов от клеточных организмов.

ВИРУСЫ - ВОЗБУДИТЕЛИ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Вирусы по своей природе являются паразитами. Проникая в клетки организма – хозяина, они вызывают симптомы разных инфекционных заболеваний. Известны и изучены серьёзные заболевания животных такие, как ящур крупного рогатого скота, рожистое воспаление свиней, чуму птиц, миксоматоз кроликов. У растений возникает вирусное заболевание – мозаика листьев. Оно приводит к появлению жёлтых пятен на листьях, их морщинистости, что влияет на урожайность растений. Серьёзные последствия вызывают вирусы жёлтой мозаики турнепса, табачной мозаики, карликовой кустистости томатов. Это сильно снижает селекционные качества сортов растений.

Способы передачи инфекционных заболеваний

Учёные выделяют несколько основных способов передачи вирусной инфекции.

1. Капельная инфекция

Это самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. Заражение происходит при вдыхании воздуха, кашле, чихании, разговоре в местах большого скопления людей. Мерами профилактики являются использование марлевых повязок во время возникновения эпидемии, проветривание и влажная обработка помещений.

Особенно опасны микроорганизмы, такие как вирус оспы или туберкулёзная палочка. Они устойчивы к повышению температуры, сохраняются в почве, пыли длительное время.

Воздушно – капельным способом распространяются такие заболевания как

грипп разных типов, простуда, свинка, корь, коревая краснуха, полиомиелит.

2. Контактная инфекция

При непосредственном физическом контакте с больными животными и людьми передаются трахома (болезнь глаз в тропиках), обычные бородавки,

обыкновенный герпес – «лихорадка» на губах, а также возможны оспа через

раны на коже, эпидемический паратит через рот с заразной слюной, жёлтая лихорадка, переносчиками которой являются клещи, комары.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современное время исследования вирусов имеют очень важное значение. Наука вирусология изучает размножение, строение, происхождение вирусов. Многие её успехи достигнуты в борьбе с конкретными болезнями – оспой, клещевым энцефалитом, бешенством, жёлтой лихорадкой и др. Но перед человечеством стоит ещё множество сложных вирусологических проблем. Экспериментально доказано вирусное происхождение большого числа опухолевых заболеваний, например, таких как СПИД. Людям необходимо знать причины, способы возникновения инфекционных заболеваний и меры их профилактики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.

2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российсикая энциклопе-дия, 2004.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.Хочу такой сайт

4. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Дрофа, 2008.

 

Образовательный проект Современные методы проведения внеклассных мероприятий, посвященных 75 летию победы

31.01.2020

Образовательный проект

Современные методы проведения внеклассных мероприятий, посвященных 75 летию победы

 

Автор:

                                                                                                                           Абдулкадирова Т.И.

                                     

Г. Дербент

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта

Современные методы проведения внеклассных мероприятий, посвященных 75 летию победы

Сведения о руководителе организации – заявителя

Сведения о руководителях проекта

.

Сроки и продолжительность реализации проекта

Проект рассчитан на начало апреля 2020 до середины мая 2020

Один месяц

Краткое содержание проекта

Обогащение духовного мира ребёнка младшего и старшего школьного возраста, привитие любви и уважения к защитникам Родины через реализацию систематической работы по трем направлениям:

  1. работа с детьми

·         Интерактивная галерея  «Великая Отечественная глазами художников»

·         Квест «Дорогами освободителей»

·         Пикник с классом в сосновом бору «Военно-полевая кухня»

 

2.    работа с родителями

  • «Вечер памяти»
 

3.    работа с социумом

 
  • Социальный плакат «Не забудем подвиг героев»
                       

Содержание проекта

 

Название проекта

 

Современные методы проведения внеклассных мероприятий, посвященных 75 летию победы

Тип

Образовательный

участники

Классный руководитель, ученики 5 класса, родители

Целевая группа

Ученики 5, 6 классов

Основания для разработки проекта

 

Чувство патриотической гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно и с самого раннего детства.

Одним из принципов ФГОС является приобщение учащихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основная проблема современного общества в том, что наблюдается разрыв между понятиями «Мораль» и «Нравственность». Культурное наследие народа передается на уровне знаний, минуя чувственный и деятельностный компоненты. Человек, принимая исторический опыт не пропускает его через себя , не включается механизм эмпатии (сочувствия, сопереживания), а то что не пережито, не становится частью мировоззрения личности.

Огромный историко-культурный пласт, оказывающий воздействие на формирование нравственного облика личности - период Великой отечественной войны. Эта тема достаточно интересная, но в то же время сложная,  для подрастающего поколения в связи с давностью событий. Поэтому наша задача – выстроить систему работы так, чтобы в ней были задействованы не только механизмы памяти рода, семьи, чувственный народный опыт, живущий в произведениях искусства, но и современные  способы приобщения учеников к этой знаменательной дате.

 

Цель проекта

развитие у учащихся гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

 

задачи

-Формировать у дошкольников положительное отношение к славным защитникам нашей Родины.

-Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

 -Воспитание любви к Родине.

-Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у учащихся патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания

 
   

Стратегия и механизмы реализации проекта:

 

Проект долгосрочный: рассчитан на реализацию в течение 1 месяца с апрель 2020г по май 2020г

 

Этапы реализации проекта

мероприятия

сроки

Отв.

 

1.Работа с учащимися

 

                 

  Классный час-обсуждение

1. «Великая Отечественная глазами         художников»

  • «Художники- живописцы о войне»
  • «Художники блокадного Ленинграда»
  •  «Великая Отечественная в скульптуре и архитектуре»
  • «Боевая графика войны»(плакаты,

карикатуры)

 

2.Внеклассное мероприятие в формате квеста.

Квест «Дорогами освободителей»

Данный квест в игровой форме подготовит пятиклассников к изучению в будущем раздела истории «Великая отечественная война»

Место проведения кабинет, спортзал.

Суть квеста: Ребята, выполняя задания, «освобождают» город или область, то есть каждая игровая задача- это «разгром» фашистов

Правила: Ребята делятся на 3 команды. Каждая команда проходит этапы, собирая баллы.  Победившая команда повторяет знаменитое «водружение» флага над Рейхстагом.

Этапы игры::

1.    Собери пословицу

2.    Отгадайте ребус

3.    Отгадайте загадки

4.    «Техника ВОВ»

5.    Снаряди солдата

6.    Спой любую песню военных лет

7.    Собери и разбери оружие

8.    Армейская разведка. Проползи под сеткой

9.    Творческий этап. Нарисуйте плакат  «Мы не хотим войны»

   

По итогом баллов победившая команда повторяет историческое событие «водружение флага над Рейхстагом»

  
 

Апрель 2020

             

Апрель 2020

   
 

Абдулкадирова Т.И.

Классный руководитель 5 класса

                           
 

2. работа с родителями

             

3. Работа с социумом :

 

Пикник на природе

Семейное мероприятие с представлением фото из семейных архивов и рассказами о войне.; «военное меню»-приготовить  блюдо военно-полевой кухни.( чтение ст. В. Радкевича «Баллада о банке варенья»);

     

 

Участие в конкурсе плакатов и рисунков:

Социальный плакат «День памяти и славы»

 

Май 2020

                         

.

 

Ожидаемые результаты

В духовном плане: негативное отношение к войне у детей, желание в будущем защищать свою Родину от врагов, бороться за мир; уважительное отношение к ветеранам войны,

гордость за героев, отдавших жизнь за Родину.

В практическом плане:

  • Подготовить учеников к изучению раздела ВОВ в более старших классах
     

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

27.01.2020

 

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Керимова С.С.

Учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Содержание

 

 

 Введение

 

1. Понятие - Проектно-исследовательской деятельности

2. Организация ученического исследования

3. Из опыта работы

3.1 Исследовательская деятельность на уроке по  теме.

3.2  Внеурочная исследовательская деятельность.

 Заключение

 Список использованных источников.

 Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению образовательных проблем. Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: формирование исследовательской компетентности, развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации, преодоление проблемы включенности каждого в деятельность, профессиональное самоопределение школьников и др.

Один из главных смыслов деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.Основные цели :  создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность Задачи:

  • Приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, способствовать формированию уважения к многовековой российской истории, помочь школьникам понять проблемы и реалии современного мира.
  • Сформировать,   умения   оперировать   полученными   знаниями,  самостоятельно извлекать их из исторических источников, развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события, проводить исследования, оформлять и презентовать проекты и исследовательские работы.

Возраст детей  учащихся среднего и старшего школьного возраста.

 

 

1.            Понятие - Проектно-исследовательской деятельности

 

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации[

Н.Г. Алексеев выделяет следующие важные признаки понятия «проект»:

·         Отнесение к будущему, близкому или далекому;

·         Как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно;

·         Это будущее просматривается в идеальном плане.[3]

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.[4]

По мнению Е.С. Полат результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоритическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Однако автор не приуменьшает и творческую составляющую проектной деятельности.

Полат говорит о том, что «…Важно не отождествлять содержание понятий «проект как результат деятельности» и «проект как метод познавательной деятельности». Работа над проектом отличается от метода проектов. Метод проектов – это способ познавательной деятельности, инструмент познания.

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Анализируя все определения, напрашивается вывод: Научно-исследовательская деятельность достаточно актуальна для инновационной практики.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат  общаться в коллективе.

Проведение уроков истории в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемая методическая разработка отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.

 

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем». При этом, в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющей целью построение учеником субъективно нового знания. Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит в инициировании внутренней потребности ученика в исследовании, в том, что проблема, которую он исследует, является субъективно интересной и значимой для него.

В основе исследовательской компетенции лежат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы), благодаря этому развивают свои творческие и аналитические способности, а это в свою очередь повышает успешность человека в образовании. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений успеха, высокая работоспособность. Все эти качества важны для личностного развития и самореализации ребенка.

Психологические основы репродуктивной и исследовательской деятельности можно изобразить схематически

Рис. 1. Различия в репродуктивной и исследовательской деятельности

 

Различие репродуктивной и исследовательской деятельности наглядно проявляется в ситуации затруднения. Человек, для которого не характерно исследовательское поведение, который демонстрирует только примеры репродуктивной деятельности, встретившись с препятствием, пытается его взять «в лоб», либо прекращает деятельность или меняет первоначальную цель на более лёгкую и доступную.

Построение образовательного процесса в соответствии со стандартами нового поколения (ФГОС) предполагает обязательное включение всех учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Это требование нельзя назвать искусственным или излишним. Ведь уже в подростковом возрасте учебная деятельность приобретает форму учебного исследования.

 

2 Организация ученического исследования

Итак, ученик начинает работу над исследованием. И ответственность учителя заключается в том, чтобы помочь ему определить и сформулировать цель и задачи своей деятельности, выбрать адекватные методы, спланировать исследование. Для определения цели деятельности попросите его ответить на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект или исследование≤» А ответ на вопрос «Что для этого следует сделать≤»позволит ученику сформулировать задачи исследования. На этом этапе исследовательской работы формируются такие регулятивные учебные действия, как преобразование практической задачи в познавательную, анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале и др.

Определение источниковой базы исследования ученика — важнейшая задача для учителя. Источники должны быть доступны учащемуся, соответствовать его возрастным и познавательным возможностям. Очень важно учителю раскрыть перед учащимся возможности различных методов исторического исследования, доступных для него. Анализ исторической литературы предполагает развитие умений грамотно оформлять тезисы, выписки, цитаты и т. д. Кроме того, не стоит забывать, что анализ литературы подразумевает сравнение разных точек зрения, позиций авторов, умение сделать вывод, обобщение и т. д. Анализ исторических источников не так прост дляшкольника. Различные виды исторических источников требуют разных умений от учащихся. Эти умения формируются на протяжении всех уроков истории. Среди прочего у учащегося могут быть развиты такие универсальные учебные действия, как осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами (историческими, географическими) и т. п. В ученическом исследовании могут быть использованытакие методы, как интервьюирование и анкетирование, атакже реконструкцияи моделирование. Безусловно, эти методы исследования проводятся под непосредственным руководством учителя. Работы учащихся, дополненные историческими моделями, макетами намного интереснее, выразительнее и выигрышнее по сравнению с другими.

Организация исследования учащегося учителем предполагает обязательное планирование учебно-исследовательской работы вместе с учеником. Важно совместно с учащимся составить план работы с конкретными сроками выполнения ее этапов (в двух экземплярах: один — учителю, другой — ученику). Руководящая роль учителя состоит также и в обязательном поэтапном контроле и коррекции исследовательской деятельности учащегося и в проверке оформления ее результатов.

Оформление работы учебно-исследовательской работы школьника такой же важный элемент всего процесса обучения. В оформленной работе должны быть следующие обязательные части: введение, основная часть, заключение, список источников и литературы. Кроме того, неотъемлемой составляющей любого ученического исследования является наличие собственной позиции ученика. Этап оформления текста работы позволит развивать следующие учебные действия учащихся: осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Оформление исследования

Одной из форм исследовательской деятельности является их написание. Предполагается следующая структура работы:

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

а) ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

б) новые, современные подходы к решению проблемы;

в) наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;

г) частое несоответствие обыденных представлений и научных данных о заинтересовав­шем факте истории;

д) личные мотивы возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

а) определение проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме ре­ферата;

б) критический обзор источников;

в) собственные версии и оценки.

3. Заключение:

а) основные выводы;

б) результаты и личная значимость проделанной работы;

в) перспективы продолжения работы над темой.

Я знакомилась с содержанием работы и составляла аннотацию. Особо отмечалось умение учащихся:

- определять проблему и вопрос, подлежащие рассмотрению, наличие плана;

- отбирать и анализировать источники и литературу;

 последовательно и полно излагать материал исследования;

- раскрывать версии и оценки, выявлять спорные вопросы, излагать и аргументировать свою точку зрения;

 делать обоснованные выводы;

- грамотно излагать;

- оформлять работу (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

3. Из опыта работыПри внедрении проектно-исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности как теоретической основы мною использовались методологические основания, изложенные в трудах О. В. Брыковой и Т. В. Громовой «Проектная деятельность в учебном процессе»; Н. А. Лымаревой «Проектная деятельность учащихся»; Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгиной и О. В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования»; М. А. Ступницкой «Что такое учебный проект?»

В своей работе исследовательскую деятельность я использую в двух направлениях:

1.      Исследовательская деятельность на уроке по  теме.

  1. Внеурочная исследовательская деятельность

3.1Исследовательская деятельность на уроках истории 

Важным условием реализации целей современной исторической подготовки учащихся яв­ляется активное использование созданных в последние годы комплексов познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно-деятель­ностную специфику новых курсов, опирается на учет интересов и жизненный опыт учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении истории. Пособия; включающие отобранные на основе научно- педа­гогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач и другие дидак­тические материалы, ориентированные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для полноценной организации активной учебно-познаватель­ной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения. Я стараюсь переориентиро­вать свою роль на уроке от посредника между учебником и учеником - к организатору полно­ценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности. В рамках исследовательских ра­бот учащиеся прибегают к материалам не только специально созданных УМК, но самостоя­тельно (или с моей помощью) определяют для себя источники. Так, они предпочитают работу в музеях, архивах, с материалами СМИ, Intеrnеt-ресурсами, извлекая удобный для себя материал, нежели работать с готовой, кем-то (пусть и авторитетными людьми) собранной и определённым образом структурированной информацией.

Привлечение подобного дополнительного по отношению к стандарту материала, «добыто­го» самими учениками - педагогическая необходимость. Ведь только ученик, а не раз­работчики стандарта или авторы учебника, знает, на какой собственный познавательный и практический опыт они могут опереться, какие примеры будет целесообразнее привлечь, какие интересы и потребности реализовать в работе.

Создать условия для формирования определенных исследовательских навыков на уроках позволяет система лабораторно-практических занятий (практикумов) вместо традиционной урочной формы. Активизация работы учащихся с многообразными историческими и обществоведческими источниками, развитие у них способностей анализа и оценки явле­ний, событий прошлого и настоящего - важная и неотъемлемая часть обучения.

Проблемы, выносимые на практические занятия, - ключевые, интересные и посильные для учеников. Основное место при проведении практических занятий отводится анализу письмен­ных текстов (в том числе вариативных, альтернативных). На уроках истории наряду с хорошо известными источниками, их видами (летописями, законодательными актами, трудами истори­ков и др.) я привлекаю источники информации, не совсем привычные для школьного курса, но, несомненно, способные повысить познавательный интерес, мотивировать выработку личност­ного отношения старшеклассников к изучаемым событиям и процессам: эпистолярное насле­дие, произведения публицистического, карикатурного жанров; свидетельства очевидцев, совре­менников, иностранцев; статистика; художественная литература и т.д.

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними, или прочтения для приобретения нового знания - это именно метод исследования, кото­рое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материла, логики текста, обоснованности и достоверности приводи­мых сведений.

Главная проблема при работе с документами - оценка степени субъективности автора. Первичные документы (первоисточники) создаются самими участниками тех или иных собы­тий, а также их непосредственными очевидцами. Вторичные - представляют обработку, обоб­щение или описание, сделанное; на основе данных первичных источников. По общему правилу считается, что первичные документы обладают более высокой степенью достоверности. Для оценки достоверности вторичных документов важно установить, на какие первоисточники опи­рались их авторы.

Следующий важный этап работы с документом - четкое различение содержащихся в нем фактов (описаний событий) и их оценок (интерпретаций). Мнения и оценки потенциально об­ладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактической информацией. К сожалению, нередко в документах приводятся оценки, не подкрепленные никакими фактами, и факты, не получившие никакой оценки авторов.

В конечном итоге предлагается следующий алгоритм анализа документа:

1) определение автора, времени и места создания документа;

2) установление первичности или вторичности документа (если вторичный, то на какие первичные документы опирается);

3) нахождение основных фактов и оценок, содержащихся в документе, их соотношение (в виде таблицы с двумя графами);

4) намерения автора при составлении документа;

5) обстановка, в которой составлялся документ;

6) общий вывод о достоверности информации, содержащейся в документе.

Можно также отметить, что более достоверными считаются сведения: а) не затрагиваю­щие интересов автора документа, несущественные с его точки зрения; б) наносящие определен­ный ущерб автору; в) общеизвестные в момент составления документа; г) вызывающие недоб­рожелательное отношение автора.

Моя задача в процессе обучения - познакомить старшеклассников с алгоритмом и прие­мами исследования, предложить актуальные темы, проблемы для изучения, обсудить порядок работы, проводить консультации по ходу исследования и оформления итоговых результатов. Тематика исследований может быть связана с изучаемым курсом, а также может находиться в сфере интересов ученика.

Хочется отметить наиболее популярные подходы и направления области ученического ис­следования:

- элементы исследования вводятся на уроке непосредственно, при достаточной подготовке иногда целый урок проводится в форме исследования;

- ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место вне уроков при подготовке к семинарам, конференциям и т.п.;

- исследования различного характера проводятся школьниками в ходе различных акций, конкурсов и т.п.

По содержанию работы можно выделить следующие направления:

- исторические исследования теоретического характера в форме реферативной работы ­учетное исследование;

- обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических и др.);

- разработка проектов исследовательского характера.

Результаты ученических исследовательских работ могут быть представлены на учебных занятиях, на научно-практических конференциях в образовательных учреждениях, на различных конкурсах по краеведческой тематике.

 

3.2Внеурочная исследовательская деятельность по истории

Считаю, что главный путь достижения этой цели - вовлечение учащихся в учебно – исследовательскую деятельность.

От меня, как от учителя, требуется: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся Я стараюсь создать условия, которые обеспечивают самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей через включение в исследовательскую деятельность. В данном случае моими функциями становятся: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Ученики из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в  процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.

В процессе организации исследовательской деятельности моих учеников я стараюсь на­ходиться у них в тени, избавить их от назидания, навязывания собственных взглядов. Свою роль я свожу к роли наставника, консультанта, помощника, иногда оппонента (особенно, если ребёнку нужно окончательно определиться в собственной правоте и сделать это возможно че­рез сравнение с другими мнениями). Но моё фоновое присутствие не сводится к уходу от со­трудничества с детьми, я стараюсь в рамках достаточно специфической для школьного образо­вания деятельности реализовать существенные задачи исторического образования:

- обращение учащихся к исторической науке как таковой, к именам историков, осущест­вивших исследования, на основе которых раскрываются теории, гипотезы исторического про­цесса, отдельных его периодов;

- ознакомление школьников с фрагментами историографии;

- понимание учащимися на доступном уровне методологии исследователей, особенностей исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культу­рологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого.

Цель деятельности учителя - создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей через включение в исследовательскую деятельность.

Функции учителя: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Воспитанники из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в  процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.

От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяс­нение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Создание исследовательских работ всегда ориентировано на самостоятельную деятель­ность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение опре­деленного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обуче­нию.

Исследовательская работа призвана помочь учащимся почувствовать практическую зна­чимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распростра­ненных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении разных предметов, развить свой творческий потенциал.

На базе школьного историко-краеведческого музея «Память» вот уже 11 лет работает клуб «КЛИО». Материалы музея используются при проведении уроков краеведения, истории, во внеклассных мероприятиях, публикуются на страницах местных газет.

Одно из направлений программы - исследовательская деятельность, основная цель которой заключается в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска на темы исторического прошлого,  культуры села, природы, населения. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика. В работе могут использоваться самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения.

Это могут быть устные источники, материалы и документы (в том числе кино, фото), по­черпнутые из домашних, государственных, общественных архивов, неопубликованные воспо­минания, разного рода биографические записки, дневники, письма.

Важной отправной точкой в исследовании могут стать старые предметы и вещи: старин­ный шкаф, письменный стол, лампа, старые часы, пишущая машинка или даже магнитофон 60-х годов помогут воссоздать историю их владельцев, особенно если с ними связана какая-нибудь семейная легенда.

Не менее важно отработка умения подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания по истории своего народа.

Там, где ведется самостоятельный поиск новых, оригинальных способов решения исторических проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Очень важно с каждым учеником выстраивать основные этапы работы, которые заключаются в следующем:

  • актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  • определение сферы исследование (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы бы хотели найти);
  • выбор темы исследования (попытка как можно строже обозначить границы исследования);
  • выработка;
  • выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбор методов исследования);
  • определение последовательности проведения исследования;
  • сбор и обработка информации (фиксация полученных знаний);
  • анализ и обобщение полученных материалов (необходимо структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
  • подготовка отчёта (даются определения основным понятиям, подготавливаются сообщения по результатам исследования);
  • доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы, участие в конференциях).

Организация исследовательской деятельности в «КЛИО» рассматривается как образовательная технология, отвечающая современным принципам развивающего образования. Она формирует научное мышление школьников, универсальные способы учебной деятельности, социальный опыт в труде и общении. Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности ребята приобретают на­выки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.При этом овладение исследовательским багажом возможно лишь в постоянном диалоге с наставником. Наблюдая за развитием познавательной деятельности подопечного, я направляю ее вовремя поставленным вопросом, советом и т.п. Работа над исследованием активизирует са­мостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументированно, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У старшеклассников отрабатываются навыки систематизации, осмысления и литературного оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.

Ежегодно учащиеся выполняют работы по истории, краеведению, обществознанию. Многие работы носят интегративный характер. Уровни представления исследовательских проектов различны: выступление на уроках, школьных конференциях, муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских конкурсах и конференциях.

  • Всероссийская конференция молодых исследователей «Национальное Достояние России»,
  • Международный фестиваль «Детство без границ»

·         Республиканские Давыдовские  краеведческие чтения

·         Республиканская Конференция «Шаг в Будущее»

  • республиканский конкурс «Первые шаги в Науке»
  • республиканский конкурс «Права человека глазами ребенка»
  • Республиканский конкурс «Мы дружбой народов сильны

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на базе музея способствует:

  1. развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, по истории родного края;
  2. развитию интеллектуальной и творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  3. созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  4. освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  5. формированию установки на престижность занятий научной деятельностью в области истории родного края;
  6. обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т.д.);
  7. содержательной организации свободного времени детей;
  8. формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

Заключение

 

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время проводится с 2004 года по настоящее время.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

·         устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

·         положительная динамики уровня обученности;

·         качественная динамика мотивации учебной деятельности;

·         прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект:

·         развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;

·         создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;

·         осознание ценности творческого открытия учащимися;

·         высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;

·         повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Обучение школьников приемам исследовательской деятельности требует от меня организаторского мастерства, увлеченности своим предметом, собственных навыков научного исследования, терпения и огромного желания помочь воспитанникам пройти первые ступеньки, ведущие в науку. Среди слагаемых успеха - интерес к предмету в целом и к историческому исследованию, в частности, ориентация на успех, эффективная помощь преподавателя при большой свободе учащегося. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет вы­пускнику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий потенциал.

 

 

Нами были достигнуты следующие результаты:

 

1.Всероссийский конкурс «Моя Россия»-Джавадов Б.(2 МЕСТО)

2.Республиканский конкурс «Экология родного края» -Алиев Г.(1МЕСТО)

3.Работа Пашаевой Ш. была опубликована в  сборнике научно-исследовательских и творческих работ «Моя Россия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 964 001 43 13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».