Организация обучения обучающихся с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

Аннотация

Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, адаптированная образовательная программа, адаптированная образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик

  • от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;
  • от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в уровне содержания должен быть максимально широким. Т.е для каждой категории и внутри каждой категории требуется дифференциация стандарта.

Обучение представлено следующими вариантами:

  • инклюзивное обучение в общеобразовательном классе
  • класс, обучающийся по адаптированным программам
  • обучение на дому

Инклюзивное образование в условиях введения ФГОС

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.Хочу такой сайт

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах:

  1. Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении, куда обращаются педагоги или родители учащегося, испытывающего стойкие трудности в обучении. При необходимости школьный ПМПк направляет ребенка на ПМПК для установления диагноза и определения индивидуального образовательного маршрута.
  2. Разработка нормативно-правовой базы, финансово-экономических условий (локальных актов, приказов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику).
  3. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.
  4. Кадровое обеспечение (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования). Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального и инклюзивного образования.
  5. Составление индивидуального учебного плана. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Организация коррекционной работы.
  6. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
  7. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации. Применение современных технологий психолого-педагогического сопровождения.
  8. Портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ.
  9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
  10. Адаптивная образовательная среда представлена коррекционно-развивающей предметной средой обучения и социализации, оснащение специальным оборудованием, обеспечением комфортного доступа в образовательное учреждение.
  11. Сотрудничество с социальными партнерами. Взаимодействие с внешними организациями и родителями (разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями).
  12. Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.
  13. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы, приёмы и технологии обучения:

  1. Использование наглядности и зрительных стимулов (смена вида деятельности в ходе урока, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).
  2. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале.
  3. Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части (составление алгоритма).
  4. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
  5. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
  6. Использование сюрпризных моментов.
  7. Активные методы рефлексии:
    1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
    3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы).
  8. Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии влияют не только на сохранение и укрепление здоровья, они позволяют развивать умственные способности детей с ОВЗ.

При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) использовать приёмы активизации работы учащихся (свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, творческие работы и т.д.);

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ученика;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.


индивид план 4 кл. надом.pdf (скачать) (посмотреть)
Индивидуал учеб план 3 класс надомн.pdf (скачать) (посмотреть)
план ВШК инд надом обуч.pdf (скачать) (посмотреть)
положение об инд об на дому.pdf (скачать) (посмотреть)
раб прог индв об на дому по ИЗО.pdf (скачать) (посмотреть)
рабоч прогр индив обуч на дому по русск яз.pdf (скачать) (посмотреть)
список обуч на дому.pdf (скачать) (посмотреть)
справка на дому.docx (скачать)
справка педагога-психолога.pdf (скачать) (посмотреть)
справка по проверке журналов.pdf (скачать) (посмотреть)
справка по результатам проверки личных дел.pdf (скачать) (посмотреть)
учебный план 4 кл на дому.pdf (скачать) (посмотреть)
учебный план на дому 3 кл.pdf (скачать) (посмотреть)
раб прог по индв об на дому окруж мир.pdf (скачать) (посмотреть)
раб прогр по инд обуч на дому по литер чтению.pdf (скачать) (посмотреть)
годовой график промежут аттест.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 964 001 43 13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».