27.08.2019
Приложение 1 к приказу
от 27.08.2020 г. № 63 В
ПОЛОЖЕНИЕ
О
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
1.ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1.Социально-психологическая
служба в МБОУ «Средняя школа № 4» призвана обеспечивать эффективное
социально-психологическое сопровождение ребенка во время его обучения в школе.
1.2.Сопровождение-комплексный
метод, в основе которого лежат следующие ценностные принципы:
-опора на
интересы ребенка, его потребности,
ценности
-ориентация
деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно решать
социально-эмоциональные проблемы развития.
-рекомендательный
характер советов сопровождающего.
-непрерывность
сопровождения
-комплексный
подход сопровождения.
1.3.Особую роль
социально-психологическая служба сопровождения играет:
-при переходе с
одного этапа обучения на другой (1кл.,5 кл.,9 кл.)
-при профессиональном
выборе (9, 10 классы)
-при необходимости
выбора коррекционно-развивающих занятий.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
1.Целью службы
социально-психологического сопровождения является оказание
социально-психологической помощи и поддержки детям и подросткам, обучающимся в
школе-интернате , коррекции их развития, а также обеспечение их позитивной
социализации.
2.Задачи СПС:
Создание условий образовательного процесса через:
2.1.Определение
наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического
сопровождения развития детей,
обучающихся в школе-интернате .
2.1.а. Разработка
программ индивидуального развития учащихся и создание условий ее реализации и
коррекции.
2.2.Выявить
проблемы и трудности адаптации детей в школьной среде (проблемы общения,
нарушения норм и правил поведения в стенах школы и т.д.)
2.3.Выявить и
устранить психологические причины нарушений, за счет разработки индивидуальных
и групповых коррекционных программ.
2.4.Оказывать
своевременную помощь детям коррекционно-развивающей направленности.
2.5.Осуществлять
социально-правовую защиту несовершеннолетних детей.
2.6.Проводить
профориетационные работы, направленные на повышение уровня готовности
подростков к самостоятельной жизни и успешной социальной адаптации.
2.7.Исследовать
социальную микросреду обучающихся, осуществлять связь с семьей.
3.СТРУКТУРА
И
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПС.
3.1.Служба
социально-психологического сопровождения включает три подразделения: социальное
(социальный педагог), психологическое ( педагог-психолог), педагогическое (
логопеды, дефектологи, педагоги школы).
3.2.Организованная
служба СПС в своей деятельности руководствуется
Международной конвенцией о правах
ребенка, законом « Об образовании», Уставом школы, данным Положением о социально-психологической
службе, должностными обязанностями специалистов, включенных в деятельность
службы.
3.3.Социально-психологическая
служба взаимодействует с ИДН, с КДН, ПМПК г. Брянска.
3.4.Сопровождение
осуществляется специалистами, имеющими педагогическое образование и специальную
подготовку по психологической и социальной работе.
4.ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ.
4.1.Диагностическое
(выявление проблем ребенка и субъективного потенциала их разрешения).
Выявление проблем
и особенностей развития детей занимаются педагог-психолог, социальный педагог,
логопеды, педагоги школы каждый в сфере своей компетентности.
Имеющиеся
диагностические данные рассматриваются на ПМПК школы и по ним разрабатываются
рекомендации коррекционно-развивающей работы с ребенком.
4.2.Профилактическое
(предупреждение психофизических нагрузок, дезадаптации эмоциональных срывов и
т.д., создание максимально-благоприятных условий развития детей, создание климата
психологического комфорта для всех участников педагогического процесса).
4.3.Психолого-педагогическое
просвещение (знакомство с основами коррекционной педагогики и специальной
психологии всех педагогов школы, с новыми сведениями в дефектологии).
Этому способствует
эффективная система педсоветов, МО, спецсеминаров, педчтений и др.
4.4.Консультативное
(оказание помощи педагогам и обучающимся в решении возникших проблем, а также
по результатам диагностик, посещения уроков и занятий психологом, социальным педагогом,
логопедами).
4.5.Коррекционно-развивающее
направление (построено с учетом данных социально-психолого-педагогического
обследования детей и включает в себя индивидуальную и групповую формы работы).
4.6.Аналитическое
направление (обработка результатов
обследований, заполнение дневников сопровождения обучающихся, подготовка
к ПМПК, составление индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих программ).
5.Центральным
органом деятельности социально-психологической службы является
психолого-медико-педагогический консилиум школы.
6.В состав СПС
входят социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, логопед,
педагоги школы, воспитатели школы.
7.Общее
руководство СПС школы осуществляется заместителем директора по
учебно-воспитательной работе.
8.Объединенные
общими целями в решении социально-психологических проблем участники
педагогического процесса решают конкретные задачи в рамках своих функциональных
обязанностей.
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе:
-оказывает конкретную
методическую помощь в планировании и организации внутришкольной
коррекционно-развивающей работы.
Медицинский работник:
-отслеживает
и корректирует процессы физического
здоровья детей
-формирует
физкультурно-оздоровительные группы и группы ЛФК с учетом здоровья детей, их
физических особенностей
-осуществляет
контроль за организацией и качеством питания обучающихся в школьной столовой
-осуществляет
контроль за санитарно- эпидемиологическим состоянием детей
-организует
санитарно-просветительскую работу с
детьми, родителями
Социальный педагог:
-осуществляет координацию
деятельности педагогического коллектива по социальной защите школьников, их
адаптации и интеграции в общество
-участвует в формировании
единых педагогических позиций школы и семьи
-организует
индивидуальную помощь детям, нуждающимся
в особом педагогическом подходе. В своей работе руководствуется должностными обязанностями
-организует работу по профилактике
правонарушений
Классные руководители:
-изучают
воспитательный потенциал семьи каждого ученика
-осуществляет
помощь в семейном воспитании детей
-организует
индивидуальную работу с дезадаптированными детьми
Педагог-психолог:
-осуществляет психолого-педагогическую
диагностику и конструирование индивидуального развития детей, коррекцию,
психологическую помощь, работу по развитию личности
-организует
психологическое просвещение и консультирование детей и родителей.
Воспитатели:
-проводят диагностику
интересов детей, реализуют программы коррекции и развития
-участвуют в проведении
массовых мероприятий в школе
-участвуют в реализации
комплексной программы социальной реабилитации школьников.
9.Вопросы
социально-педагогической и психологической работы рассматриваются на
административных, оперативных совещаниях, ШПМПК, совете профилактики,
педагогических советах, родительских собраниях